Арендатор не обязан выкупать публичное имущество, даже если был суд о понуждении заключить договор

Арендатор не обязан выкупать публичное имущество, даже если был суд о понуждении заключить договор

Предприниматель хотел выкупить арендованное муниципальное помещение, но его не устроила стоимость, которую предложил комитет имущественных отношений. Он обратился в суд, чтобы согласовать другую цену. Три инстанции обязали комитет заключить договор купли-продажи по предложенной им цене.

С этого момента комитет стал ждать первого взноса, полагая, что договор заключен. Предприниматель так не считал и не платил. Это и стало поводом для обращения в суд за взысканием штрафа за просрочку платежа. Три инстанции удовлетворили требования.

Однако ВС РФ с ними не согласился. Заключить договор обязали комитет, а не предпринимателя. Для последнего покупка имущества была лишь возможностью, которую он не реализовал. В этой ситуации предприниматель лишь утратил свое преимущественное право покупки. Договор заключен не был, штраф предприниматель платить не должен.

Документ: Определение ВС РФ от 29.08.19 N 307-ЭС19-3613 (https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/8e95a8fd-5cf2-4f5e-9d6c-a80fd169ebc0/0e26fbcf-adb8-4180-b6ae-fa330f2cb7b4/%D0%9056-52992-2018__20190829.pdf?isAddStamp=True)

ФНС: в каких случаях реализация билетов на культурно-зрелищные мероприятия освобождается от НДС

ФНС России пояснила, в каких случаях реализация билетов на культурно-зрелищные мероприятия освобождается от НДС

От НДС освобождена реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (БСО).

БСО — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы.

С 1 июля 2019 года обязанность по выдаче (направлению)  кассового чека (БСО) может быть исполнена в том числе путем передачи документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами, позволяющими их идентифицировать (QR-код и (или) дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в указанной сфере, вправе применять освобождение от НДС при реализации физлицам входных билетов в следующих случаях:

— в случае выдачи билета в виде БСО, сформированного в установленном порядке;

— в случае одновременной выдачи билета по утвержденной форме и кассового чека (БСО);

— в случае выдачи билета по утвержденной форме с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими их идентифицировать (QR-код и (или) дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Экономический прогноз Банка России

На период до 2022 года цена на нефть останется определяющим фактором развития российской экономики: Банк России разъясняет цели, принципы и подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также представляет сценарии макроэкономического прогноза на среднесрочную перспективу

На период 2020 — 2022 годы Банк России рассматривает три сценария среднесрочного прогноза развития экономики: базовый — как основной сценарий, на основе которого принимаются решения по денежно-кредитной политике, дополнительные сценарии — с высокими ценами на нефть и рисковый сценарий. Сценарии макроэкономического прогноза различаются в первую очередь в части предпосылок о внешних условиях для российской экономики.

В базовый сценарий закладывается замедление роста мировой экономики и снижение цен на нефть. В сценарии с высокими ценами на нефть предполагается, что темпы роста внешнего спроса и цены на энергоносители будут выше, чем в базовом сценарии. В качестве предпосылок рискового сценария рассматривается выраженное и продолжительное ухудшение внешних условий на всем прогнозном горизонте, в том числе более резкое и глубокое снижение цен на нефть.

Базовый сценарий.

Замедление мировой экономики в период 2019 — 2022 гг., согласно прогнозу, будет преимущественно связано с сохраняющимися ожиданиями относительно дальнейшего ужесточения международных торговых ограничений, влияющими на деловые, инвестиционные и потребительские настроения в мире. На этом фоне предполагается переход к более поздней фазе экономического цикла в США, сохранение сдержанной динамики экономической активности в еврозоне, а также плавное замедление роста экономики Китая, преимущественно носящее структурный характер.

В базовом сценарии Банк России исходит из постепенного снижения цены на нефть марки Urals до 50 долл. США за баррель к началу 2021 г. и ее сохранения вблизи этого уровня в дальнейшем. Таким образом, среднегодовая цена на нефть в базовом сценарии составит 63 долл. США за баррель в 2019 г., снизится до 55 долл. США за баррель в 2020 г. и будет находиться на уровне 50 долл. США за баррель в 2021 — 2022 годах.

Банк России исходит из сохранения введенных в отношении России в 2014 — 2019 гг. международных санкций на всем прогнозном горизонте. Их влияние предполагает формирование премии за страновой риск на Россию на уровне несколько выше, чем в ситуации отсутствия санкционных ограничений.

Согласно базовому сценарию рост российской экономики в 2019 г. составит 0,8 — 1,3% после 2,3% в 2018 году. Сдерживающее влияние на рост экономики в 2019 г. окажет ряд факторов. Так, происходящее замедление мировой экономики, а также действие соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти станут причиной снижения физических объемов экспорта в годовом выражении на 0,3 — 0,8% после роста на 5,5% в 2018 году. В свою очередь темп прироста валового накопления основного капитала, составивший 2,9% в 2018 г. в условиях реализации ряда крупных инфраструктурных проектов, в том числе с государственным участием, снизится в 2019 г. до 0,0 — 1,0% на фоне более медленной, чем ожидалось, реализации ряда запланированных Правительством РФ национальных проектов. При этом на фоне снижения инвестиционного импорта замедлится годовой темп прироста физических объемов импорта — с 2,7% в 2018 г. до (-0,3) -0,2% в 2019 году.

Банк России прогнозирует, что в 2020 г. рост российской экономики ускорится до 1,5 — 2,0%. Основной вклад в увеличение темпов роста экономики внесет повышение государственных инвестиционных расходов, обусловленное переходом к активной фазе реализации национальных проектов. В 2021 — 2022 гг. рост российской экономики ускорится до 1,5 — 2,5% и 2,0 — 3,0% соответственно. Этому будет способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер бюджетной политики и национальных проектов при их успешной реализации, а также динамика потребления.

Кредитная активность в 2020 — 2022 гг. в целом продолжит увеличиваться темпами, соответствующими повышению платежеспособного спроса и не создающими рисков для ценовой стабильности. Долговая нагрузка экономики будет формироваться на уровнях, не создающих угроз для финансовой стабильности в экономике, плавно повышаясь. Кредит останется основным драйвером изменения денежного предложения, и темпы роста денежной массы в этих условиях будут близки к темпам роста требований к экономике.

Сценарий с высокими ценами на нефть.

Ключевым отличием сценария с высокими ценами на нефть от базового сценария являются более высокие темпы роста мировой экономики на среднесрочном прогнозном горизонте. В отличие от базового сценария в сценарии с высокими ценами на нефть мировые цены на нефть постепенно сходятся к уровню 75 долл. США за баррель к началу 2021 г. и остаются вблизи этого уровня в дальнейшем.

Прогноз инфляции в рамках сценария с высокими ценами на нефть в целом близок к базовому прогнозу. В 2021 — 2022 гг. динамика цен на нефть не будет оказывать значимого дополнительного влияния на темпы роста российской экономики, так как в эти годы и в сценарии с высокими ценами на нефть, и в базовом сценарии цена на нефть остается неизменной.

В рамках сценария с высокими ценами на нефть денежно-кредитные условия в целом не будут существенно отличаться от денежно-кредитных условий в базовом сценарии. При этом динамика кредитных и денежных агрегатов в сценарии в целом будет близка к уровням базового сценария и не будет формировать рисков для ценовой и финансовой стабильности.

Рисковый сценарий.

Рисковый сценарий предполагает значительное ухудшение внешних условий на всем прогнозном горизонте, начинающееся в I квартале 2020 года. В основе такого развития событий лежит гораздо более существенное, чем в базовом сценарии, снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер выраженной циклической рецессии с отложенным восстановлением, отчасти спровоцированной торговыми спорами. Замедление мирового экономического роста будет сопровождаться значительным усилением волатильности на мировых финансовых рынках, снижением глобальной склонности к риску, а также резким и глубоким падением мировых цен на нефть. Так, в рисковом сценарии предполагается снижение мировых цен на нефть до 25 долл. США за баррель в 2020 г. (в наиболее острой фазе кризиса — до 20 долл. США за баррель) за счет значительного сокращения спроса на энергоносители в мире и существенного ухудшения ожиданий относительно перспектив роста мировой экономики. При этом в 2021 — 2022 гг. дальнейшее закрепление мировых цен на нефть на низком уровне (около 30 — 35 долл. США за баррель) предполагает действие факторов со стороны предложения, в частности ухудшение координации добычи нефти в рамках ОПЕК+ при значительном росте добычи вне ОПЕК.

Прогноз инфляции в рисковом сценарии предполагает краткосрочное, но значительное повышение годовой инфляции до 7,0 — 8,0% в 2020 г. (в 2019 г.: 4,0 — 4,5%). Основными факторами этого станут ослабление рубля и рост курсовых и инфляционных ожиданий. В рисковом сценарии траектория ключевой ставки будет выше, чем предполагается в базовом сценарии, в основном на краткосрочном горизонте. Своевременная реакция денежно-кредитной политики и соответствующая этому подстройка денежно-кредитных условий позволят ограничить длительность и масштаб отклонения инфляции вверх от 4%.

Темп прироста ВВП по итогам 2020 г. составит (-1,5) — (-2,0)% после 0,8 — 1,3% в 2019 году. При этом вклад в снижение выпуска внесут динамика потребления, инвестиций и экспорта. В 2021 — 2022 гг. по мере адаптации к изменившимся внешним условиям экономика перейдет к восстановительному росту и в 2021 г. вырастет на 1,0 — 2,0%, а в 2022 г. — на 3,5 — 4,5%.

В рисковом сценарии также предполагается снижение международных резервов России в 2020 — 2022 гг. за счет продажи иностранной валюты в рамках бюджетного правила вследствие снижения мировых цен на нефть ниже цены отсечения в 40 долл. США за баррель в реальном выражении.

В приложениях к проекту приводятся, в числе прочего:

трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Банка России;

денежная программа;

график заседаний Совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики и сопутствующих мероприятий в 2020 году;

график проведения аукционных операций Банка России на срок 1 неделя в 2020 году;

график периодов усреднения обязательных резервов в 2020 году.

Минфин: продавать ювелирные изделия из драгметаллов и камней можно будет через Интернет

Минфин подготовил проект документа который предусматривает, что продавать ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней можно дистанционным способом. То же самое касается сертифицированных ограненных драгкамней. При этом нужно учитывать особенности, установленные законодательством. Как отмечает Минфин, речь идет об обязательном клеймении изделий.

Сейчас по вопросу дистанционной продажи ювелирки есть неопределенность. Согласно ГК РФ ввести ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав можно только законом или в установленном им порядке. Однако закона, ограничивающего свободное обращение указанных ювелирных изделий, нет. Вместе с тем есть указ президента, который запрещает свободную реализацию, в частности, изделий из драгоценных и редкоземельных металлов и драгкамней. А согласно постановлению правительства продавать дистанционным способом товары, свободная реализация которых запрещена законодательством, нельзя.

Получается, бизнес не знает, как соотносить правило ГК РФ и указанные запреты, установленные президентом и правительством. Из-за этого не все рискуют продавать изделия через Интернет, хотя это могло бы принести больше прибыли. Поправки Минфина должны исправить ситуацию.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/p/92973)

Потребительское банкротство

Искать финансового управляющего для гражданина надо до последнего, считает ВС РФ

Гражданин подал заявление о признании себя банкротом. Необходимо было выбрать финансового управляющего. Пять СРО, которые были известны гражданину, кандидатур не представили. Таким образом, в течение положенных трех месяцев выбрать управляющего не удалось, поэтому суд первой инстанции прекратил производство по делу.

Апелляция и округ отметили: отказы СРО представить кандидатуру финансового управляющего не должны мешать потребительскому банкротству. Вместе с тем продолжать разбирательство нет смысла. Первая инстанция итак несколько раз откладывала рассмотрение заявления о банкротстве из-за отсутствия у предложенных СРО кандидатур финансового управляющего. Кроме того, истек срок для решения вопроса об обоснованности заявления гражданина.

ВС РФ счел иначе. Когда речь идет о банкротстве граждан, нельзя прекратить дело просто потому, что истек срок для поиска управляющего или разрешения вопроса об обоснованности заявления о банкротстве. Суд должен сам направлять запросы в остальные СРО, ведь их около пятидесяти, а обращались лишь в пять.

Документ: Определение ВС РФ от 28.01.2019 N 301-ЭС18-13818

Операторы связи должны будут помогать мессенджерам идентифицировать пользователей

Опубликованы правила идентификации пользователей интернет-мессенджеров. С мая будущего года их придется применять не только организаторам сервиса обмена мгновенными сообщениями, но и операторам связи.

Последним нужно будет содействовать в проверке абонента, поскольку идентификация происходит по мобильному номеру. Получив запрос от организатора сервиса, операторы связи в течение 20 минут должны будут сообщить, имеются ли у них сведения о пользователе номера. Далее могут быть следующие варианты развития событий:

— если у оператора связи не окажется данных об абоненте или он не представит их в срок, идентификация не пройдет, в пользовании сервисом откажут;

— если сведения об абоненте есть, оператор связи в своих базах данных отмечает, что номер используется пользователем мессенджера. Кроме того, он указывает организатора сервиса и уникальный код идентификации пользователя мессенджера.

Операторы связи должны будут сообщать организаторам сервиса о расторжении договора с «идентифицированным» абонентом. На это отводятся сутки.

Взаимодействовать между собой оператор связи и организатор сервиса будут на основании договора.

Напомним, что правила идентификации применяются не во всех случаях. Исключения установлены Законом об информации.

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.10.2018 N 1279 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201811060001)

Вступает в силу 6 мая 2019 года

Нельзя приостановить регистрацию уступки по ДДУ только потому, что земельный участок под арестом


Арест земельных участков, на которых строится дом, не является основанием приостанавливать регистрацию договоров уступки. Арест относится к земельным участкам, и он не может мешать отчуждению права требования по договору участия в долевом строительстве.

На таком мнении сошлись три судебные инстанции. Им пришлось разбираться в ситуации, когда Росреестр не зарегистрировал уступку по ДДУ из-за ареста земли. Суды в числе прочего обратили внимание на то, что арестованная земля не была предметом договоров уступки.

Документ: Постановление АС Московского округа от 24.10.2018 по делу N А41-96768/2017

Реформа лизинга: другой подход к договору и новые возможности


Минфин предложил полностью переписать положения ГК РФ о лизинге. Проект вынесли на публичное обсуждение. Рассмотрим ключевые аспекты реформы.

Новая концепция: лизинг не аренда

В ГК РФ хотят ввести новую главу «Финансовый лизинг». Параграф о финансовой аренде (лизинге) утратит силу. Тем самым лизинг выведут из под главы ГК РФ об аренде.

Отход лизинга от аренды иллюстрирует и то, что в новом определении нет упоминания о ней. Так, по договору лизингодатель обязуется предоставить финансирование лизингополучателю. Оно заключается в оплате предмета лизинга или его части по договору, который лизингодатель заключил с третьим лицом. Лизингополучатель обязуется возвратить предоставленное финансирование, а также внести плату за пользование им.

Кроме того, будет установлено, что право собственности лизингодателя на предмет лизинга обеспечивает исполнение обязательств лизингополучателя.

Таким образом, лизинг перейдет на модель обеспеченного финансирования.

Лизинговое имущество

По ГК РФ его можно будет описать в договоре обобщенно, т.е. указать признаки, которые позволят идентифицировать такое имущество на момент его приобретения лизингодателем.

В проекте сторону, у которой лизингодатель приобретает имущество, называют «третьим лицом». Сейчас в ГК РФ и Законе о лизинге используется понятие «продавец».

Можно предположить, что лизингодатель сможет приобретать имущество не только по договору купли-продажи, поставки.

Право лизингополучателя на имущество

Установят правило о том, что лизингополучатель после надлежащего исполнения своих обязательств приобретает право собственности на предмет лизинга. В договоре можно будет предусмотреть, что это может произойти и до полного исполнения обязательств.

Стороны смогут договориться только об одном случае, когда лизингополучатель не станет собственником имущества: после исполнения всех обязательств перед лизингодателем предмет лизинга нужно утилизировать или снести. Условия договора, противоречащие этим правилам, будут ничтожными.

Сейчас при прекращении договора лизингополучатель должен вернуть имущество лизингодателю (подход, общий для аренды). Однако переход права собственности лизингополучателю можно предусмотреть в договоре выкупного лизинга.

Замена лизингодателя

Лизингодатель сможет передать свои права и обязанности другому лицу без согласия лизингополучателя. Исключение составляет случай, когда у лизингодателя есть обязанности по договору, связанные с условиями пользования лизингополучателем имуществом. Речь идет, например, о его ремонте, страховании.

Сейчас вопрос о том, нужно ли при уступке лизингодателем своих прав получать от лизингополучателя согласие, законодательно не решен.

Защита прав лизингодателя

Лизингодатель сможет без суда по исполнительной надписи нотариуса:

— взыскивать с лизингополучателя долги;

— ограничивать использование лизингового имущества;

— изымать имущество.

В ГК РФ установят право лизингодателя ограничить (приостановить) использование лизингополучателем-предпринимателем предмета лизинга, если это допускает договор. Такое возможно при существенном нарушении лизингополучателем своих обязательств. Срок ограничения — до момента, когда лизингополучатель устранит нарушение.

Проект предусматривает и другие положения, которые касаются приостановления использования лизингового имущества.

Появится список случаев, когда лизингодатель сможет потребовать досрочно исполнить договор. Одна из ситуаций — лизингополучатель своими действиями создает угрозу гибели, утраты или повреждения имущества.

Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/83902)

Публичное обсуждение завершается 9 октября 2018 года

Суд признал ничтожной сделку с заинтересованностью, которая обогатила гендиректора АО


Генеральный директор от имени компании продал недвижимость значительно дешевле ее рыночной цены родной сестре жены. При этом он входил в совет директоров, который одобрил сделку. Акционеры обратились в суд за признанием договора купли-продажи недействительным.

Апелляция установила, что после продажи недвижимость перешла жене генерального директора. Значит, спорный договор был частью взаимосвязанных сделок между аффилированными лицами. У супругов появилось право общей совместной собственности на переданное имущество. В итоге из компании фактически вывели активы и тем самым нарушили права и интересы этого общества и его акционеров. Спорный договор ничтожен.

Сотрудникам ГИБДД запретили снимать номера с машин

Соответствующее изменение внесено в пункт 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, уточнены полномочия ГИБДД по вопросам:

— проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и по контролю за деятельностью автошкол;

— установления межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

— выдачи свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.

Также расширен перечень должностных лиц ГИБДД, наделенных полномочиями по выдаче юридическим лицам и должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, и по привлечению виновных лиц к ответственности в случае непринятия мер по выданным предписаниям.

Указ вступает в силу со дня его подписания.