За несоблюдение устаревших обязательных требований больше не накажут

За несоблюдение устаревших обязательных требований больше не накажут

«Регуляторная гильотина» освободила бизнес от обременительных обязанностей: теперь во время государственных проверок будет оцениваться выполнение новых правил, а не устаревших. Но эта реформа законодательства не коснулась некоторых важных сфер – налоговой, таможенной и др.

В условиях экономического кризиса, помноженного на пандемию коронавируса, государство пытается уменьшить административную нагрузку на бизнес. Этой цели служит и «регуляторная гильотина» – реформа законодательства на основе Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступившего в силу 1 ноября 2020 г.

Этот закон отменяет многочисленные нормативы времен СССР/РСФСР, принятые в условиях государственно-плановой экономики и не соответствующие современным реалиям. До последнего времени эти правила оставались обязательными, а их несоблюдение предпринимателями могло повлечь наложение административного штрафа, приостановление деятельности, лишение лицензии и прочие негативные последствия. По новому закону отменяются и содержащие обязательные требования акты государственных органов и Правительства РФ, утратившие свою актуальность. Перечень видов государственного контроля (надзора), в рамках которых отменяются устаревшие нормативные акты, утвержден федеральным правительством 15 декабря прошлого года. С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) проверке и оценке подлежит соблюдение только тех требований, которые вступили в силу с 1 января 2020 г. и позже. Таким образом, исполнять акты с обязательными требованиями, принятые до этой даты, не потребуется даже в том случае, если они не были отменены.

Однако «регуляторная гильотина» затрагивает не всё законодательство. В силе остаются нормативные акты, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467, среди которых постановления правительства и нормативы основных министерств и ведомств – Минтранса, Минздрава, Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития и др. Кроме того, действие нового закона не распространяется на обязательные требования в сфере обороны и оборонного заказа, налогов и сборов, таможенного, валютного регулирования и контроля, стандартов оказания медицинской помощи и в некоторых иных отраслях, имеющих большую публичную значимость.

Предпринимателям будет проще отстаивать свои права в спорных ситуациях после государственных и муниципальных проверок

Помимо отмены устаревших норм, налагавших на предпринимателей обязательные, но на деле ненужные и обременительные обязанности, «регуляторная гильотина» вносит в жизнь бизнес-сообщества и другие позитивные изменения. В частности, любые обязательные требования теперь изначально должны соответствовать принципам законности, обоснованности, правовой определенности и системности, исполнимости, открытости и предсказуемости. Эти принципы призваны сделать условия взаимодействия власти и бизнеса сбалансированными, понятными и прогнозируемыми.

Важным проявлением принципа законности является запрет на применение обязательных требований по аналогии, что исключает для органов государственного контроля возможность в отсутствие специальных требований распространять на предпринимателей действие похожих требований.

Принцип обоснованности предусматривает необходимость установления обязательных требований не произвольно, а для устранения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям при условии, что это будет возможной и достаточной мерой защиты таких ценностей. При этом оценка наличия риска причинения вреда должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации.

Принцип правовой определенности и системности означает, что обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными для тех, кому они адресованы, а также для контрольно-надзорных органов. Обязательные требования не должны дублировать друг друга и вступать между собой в противоречие.

Принцип открытости и предсказуемости чрезвычайно важен для предпринимательского сообщества. Так, проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению. Сроки их вступления в силу должны определяться с учетом времени, необходимого бизнесу для подготовки к ведению деятельности в соответствии с вводимыми обязательными требованиями. Не применяются обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов.

Обязательные требования должны быть исполнимыми и учитывать затраты предпринимателей на их исполнение. Эти затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым соблюдением обязательных требований при обычных условиях ведения предпринимательской деятельности.

Перечисленные принципы, закрепленные в ст. 4–9 Закона «Об обязательных требованиях», помогут предпринимателям отстаивать свои права в спорных ситуациях, связанных с проведением государственных и муниципальных проверок. Обязательные требования, не соответствующие этим критериям, не подлежат исполнению и могут быть эффективно оспорены в суде.

Каждый сможет узнать о новых обязательных требованиях и подготовиться к их исполнению заранее

С 1 января этого года при проведении проверок, выдаче лицензий и иных разрешений, аккредитации государственным органам запрещено оценивать соблюдение обязательных требований, содержащихся в не опубликованных официально нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.

С 1 февраля этого года начал действовать п. 1 ст. 3 Закона «Об обязательных требованиях». Согласно этому пункту обязательные требования должны вступать в силу с 1 марта или 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования акта законодательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором РФ. Это положение направлено на реализацию принципа открытости и предсказуемости обязательных требований, оно позволит предпринимателям подготовиться к исполнению будущих требований и заранее спланировать свою деятельность.

По новым правилам большинство актов с обязательными требованиями должны действовать не более 6 лет со дня вступления в силу. Срок может быть продлен не более чем на 6 лет. Это правило направлено на своевременное и систематическое обновление обязательных правил для того, чтобы нормативная база не устаревала, соответствовала текущим реалиям и отвечала потребностям бизнеса и общества.

Если имеются противоречащие друг другу обязательные требования, установленные нормативными актами разной юридической силы, следует руководствоваться актами большей юридической силы. Например, если в противоречии оказались приказ министерства и постановление правительства, нужно руководствоваться последним.

Для систематизации обязательных правил и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень таких требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия.

Федеральные органы исполнительной власти, от которых исходят нормативные правовые акты с обязательными требованиями, обязаны давать официальные разъяснения таких требований. Это позволит избежать их ошибочного толкования и упростит исполнение. Органы исполнительной власти должны информировать контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, об их правах и обязанностях, о полномочиях федеральных контролирующих и надзорных органов и их должностных лиц и т.д. Такое информирование осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований.

Необходимость отмены устаревших нормативных актов, содержащих обязательные требования и учитываемых госорганами при проведении мероприятий по контролю и надзору, назрела давно. Тормозящий развитие экономики эффект этих правил заключался в том, что их соблюдение налагало на предпринимателей дополнительную финансовую и организационную нагрузку, что негативно сказывалось на конечных результатах их деятельности. Хочется надеяться, что с применением «регуляторной гильотины» большая часть таких проблем уйдет в прошлое вместе с массивом отмененных правовых актов, а новые обязательные требования будут приниматься государством на гораздо более понятных и приемлемых для бизнеса условиях.

Плюсы нововведений очевидны: вести бизнес станет немного проще; требования госорганов станут более адекватными текущей экономической ситуации в стране; предпринимательское сообщество будет избавлено от лишних расходов, связанных с соблюдением никому не нужных, но обязательных требований. Это позволит высвободить часть ресурсов для развития бизнеса и увеличения зарплат работников.

Минусы состоят в том, что законодатель, как это часто бывает, ограничился полумерами. Реформа, направленная на сокращение числа обязательных требований и отмену устаревших правил, не коснулась некоторых важных сфер, таких как налоговое и таможенное законодательство.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *